Как начиналось вегетарианство: история, последователи, запреты

Как начиналось вегетарианство: история, последователи, запреты

Как начиналось вегетарианство

В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю». И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета. Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.

Первые вегетарианцы в истории

Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.

Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами. Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась. Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.

Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками. Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков яблок или бананов. Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать. Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.

На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.

Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.

Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.

Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи. Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев». Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.

В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:

  • племена инков (точно не установлено);
  • воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
  • даосы (в силу религии);
  • эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
  • римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).

Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения. Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела. Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.

В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.

Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.

Запрет на вегетарианство

История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало. Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений. Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.

Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную — вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).

В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.

Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда». Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию. Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.

Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.

Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.

Возрождение философии

Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов. Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и растительную диету. Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи. Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.

Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония. Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто «индийская диета». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.

К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.

Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо. С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса. Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.

Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством. Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли. А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.

Вегетарианство сегодня

В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.

По всему земному шару сегодня насчитывают почти 1 миллиард последователей этой философии (3% от всего населения Земли).

Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).

В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин. В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными. Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».

Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности. Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой воды. В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.

Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.

История вегетарианства: Европа

Репост

Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!

В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.

До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.

История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир, – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, — бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».

В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.

Читать еще:  Электрокоагуляция бородавок: показания, безопасность, результаты

Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было, в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?» – восклицал Плутарх.

Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.

С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы. Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.

Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности», и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: « Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).

С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.

В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество – Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.

Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.

История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!

После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.

Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции, Италии, Испании, вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.

В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франциивегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.

В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.

История вегетарианства

Вегетарианство – модная система питания, которая, по оценкам специалистов, только набирает популярность. Ее придерживаются звезды и их фанаты, знаменитые спортсмены и ученые, писатели, поэты и даже врачи. Причем вне зависимости от своего социального положения и возраста. Но у каждого из них, как, впрочем, и у других людей, рано или поздно возникает один и тот же вопрос: «А как же все начиналось?»

Когда и почему люди впервые отказались от мяса?

Вопреки распространенному мнению о том, что истоки вегетарианства берут свое начало в Англии, когда и был введен одноименный термин, о нем знали еще в древности. Первые подтвержденные упоминания о людях, которые осознанно отказались от мяса, приходятся на V – IV тысячелетия до нашей эры. В то время это помогало им в процессе общения с богами, а также при совершении магических обрядов. Разумеется, в первую очередь, к вегетарианству обращались именно жрецы. И жили они в Древнем Египте.

Современные ученые предполагают, что на подобные мысли их натолкнул звериный облик большинства египетских богов. Правда, они не исключают и того факта, что египтяне верили в духов убитых животных, которые могут помешать разговорам с высшими силами. Но, как бы там ни было на самом деле, вегетарианство существовало как минимум у нескольких народов, а затем успешно наследовалось другими.

Вегетарианство в Древней Индии

Достоверно известно, что в период с VI по II тысячелетие до нашей эры в Древней Индии начала зарождаться особая система, помогающая человеку совершенствоваться не только духовно, но и физически – хатха-йога. Причем одним из ее постулатов был отказ от мяса. Просто потому, что оно передает человеку все недуги и страдания убитого животного и не делает его счастливым. Именно в поедании мяса в тот период люди видели причину человеческой агрессии и злобы. А лучшим доказательством тому служили изменения, которые происходили со всеми, кто переходил на растительную пищу. Эти люди становились более здоровыми и сильными духом.

Значение буддизма в развитии вегетарианства

Отдельным этапом становления вегетарианства ученые считают зарождение буддизма. Случилось это в I тысячелетии до нашей эры, когда Будда – основатель этой религии, вместе со своими последователями начал пропагандировать отказ от вина и мясной пищи, осуждая при этом умерщвление любого живого существа.

Читать еще:  Итальянская кухня: польза, рецепты блюд

Разумеется, далеко не все современные буддисты вегетарианцы. Объясняется это в первую очередь, жесткими климатическими условиями, в которых они вынуждены проживать, например, если речь идет о Тибете или Монголии. Тем не менее, все они верят в заповеди Будды, согласно которым в пищу нельзя употреблять нечистое мясо. Это мясо, к появлению которого человек имеет самое прямое отношение. Например, если животное было убито специально для него, по его распоряжению или им самим.

Вегетарианство в Древней Греции

Известно, что любовь к растительной пище здесь родилась еще в античности. Лучшее тому подтверждение – труды Сократа, Платона, Плутарха, Диогена и многих других философов, которые охотно размышляли о пользе такой диеты. Правда, особенно среди них выделялись мысли философа и математика Пифагора. Он вместе со своими многочисленными учениками, которые были выходцами из влиятельных семей, перешел на растительную пищу, создав, таким образом, первое «Общество вегетарианцев». Разумеется, люди из их окружения постоянно беспокоились о том, может ли новая система питания навредить здоровью. Но в IV веке до н. э. знаменитый Гиппократ ответил на все их вопросы и развеял их сомнения.

Подогревало интерес к ней то, что в те времена было достаточно сложно найти лишний кусок мяса, разве что, только во время жертвоприношений богам. Посему ели его в основном богатые люди. Бедные же, поневоле становились вегетарианцами.

Правда, ученые мужи прекрасно понимали пользу, которую вегетарианство приносит людям и всегда о ней рассказывали. Они акцентировали свое внимание на том, что отказ от мяса – это прямой путь к крепкому здоровью, эффективному землепользованию и, самое главное, минимизации насилия, которое невольно возрождается, когда человек решает лишить жизни животного. Тем более что тогда люди верили в наличие души у них и в возможность ее переселения.

Кстати, именно в Древней Греции начали появляться и первые споры о вегетарианстве. Дело в том, что Аристотель, последователь Пифагора, отрицал наличие душ у животных, в результате чего ел их мясо сам и другим советовал. А его воспитанник, Теофраст, постоянно спорил с ним, указывая на то, что последние способны ощущать боль, а, значит, имеют чувства и душу.

Христианство и вегетарианство

В эпоху его зарождения взгляды на эту систему питания были довольно-таки противоречивыми. Судите сами: согласно христианским канонам, животные не имеют душ, посему их смело можно употреблять в пищу. В то же время люди, которые посвятили свою жизнь церкви и Богу, невольно тянутся к растительной пище, поскольку она не способствует проявлению страстей.

Правда, уже в III веке нашей эры, когда популярность христианства начала возрастать, все вспомнили Аристотеля с его доводами в пользу мяса и стали активно употреблять его в пищу. Наконец, оно перестало быть уделом богачей, что целиком и полностью поддержала церковь. Те же, кто так не считал, оказывались на кострах инквизиции. Стоит ли говорить о том, что в их число попали и тысячи истинных вегетарианцев. И длилось так почти 1000 лет – с 400 до 1400 г. н. э.

Кто еще придерживался вегетарианства

  • Древние инки, чей образ жизни до сих пор вызывает живой интерес у многих.
  • Древние римляне в ранний период республики, у которых даже была разработана научная диетология, правда, рассчитанная на достаточно богатых людей.
  • Даосы Древнего Китая.
  • Спартанцы, которые жили в условиях полного аскетизма, но при этом славились своей силой и выносливостью.

И это далеко не полный список. Достоверно известно, что один из первых халифов, после Мухаммеда, призывал своих учеников отказаться от мяса и не превращать свои желудки в могилы для убитых животных. Высказывания о необходимости употребления растительной пищи есть и в Библии, в книге Бытие.

Эпоха Возрождения

Ее смело можно назвать и эпохой возрождения вегетарианства. Ведь в период раннего средневековья человечество о нем позабыло. Позже одним из ярчайших его представителей стал Леонардо да Винчи. Он предполагал, что уже в скором будущем к убийству невинных животных будут относиться также, как и к убийству человека. В свою очередь, Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и в пользу своей теории описывал строение зубов, акцентируя внимание на том, что они не предназначены для пережевывания мяса.

Дж. Рей, ученый из Англии, писал о том, что мясная пища не приносит силы. А великий английский писатель Томас Трайон зашел еще дальше, заявив на страницах своей книги «Путь к здоровью» о том, что мясо является причиной многих болезней. Просто потому, что сами животные, существующие в тяжелых условиях, страдают от них, а затем невольно передают их людям. К тому же, он настаивал на том, что лишение жизни любого существа ради еды – бессмысленно.

Правда, несмотря на все эти доводы желающих отказаться от мяса в пользу растительной пищи было не так уж и много. Но все изменилось уже в середине XIX века.

Новый этап в развитии вегетарианства

Именно в этот период модная система питания начала набирать свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграли англичане. Поговаривают, что они привезли ее из Индии, своей колонии, вместе с ведической религией. Как и все восточное она быстро стала приобретать массовый характер. Тем более что способствовали этому и другие факторы.

В 1842 году появился термин «вегетарианство» благодаря стараниям основателей «Британского вегетарианского общества» в Манчестере. Родился он из уже существующего латинского слова «vegetus», которое в переводе значило «свежий, бодрый, здоровый». К тому же, оно было достаточно символичным, ведь по своему звучанию напоминало «vegetable» – «овощ». А до этого известную систему питания называли просто «индийской».

Из Англии она распространилась по всей Европе и Америке. Во многом этому способствовало желание отказаться от убийства ради еды. Однако, по словам некоторых политологов, не последнюю роль здесь сыграл и экономический кризис, повлекший за собой подорожание мясной продукции. В то же время в пользу вегетарианства высказывались известные люди своего времени.

Шопенгауэр говорил, что люди, которые намеренно переходят на растительную пищу, отличаются более высокими моральными устоями. А Бернард Шоу считал, что он ведет себя как порядочный человек, отказываясь есть мясо невинных животных.

Появление вегетарианства в России

Огромный вклад в процесс развития этой системы питания сделал Лев Толстой в начале ХХ века. Сам он отказался от мяса еще в 1885 году после встречи с Уильямом Фреем, который доказал ему, что человеческий организм не предназначен для переваривания столь жесткой пищи. Известно, что пропагандировать вегетарианство великому писателю помогали некоторые из его детей. Благодаря этому спустя несколько лет в России начали читать лекции о пользе вегетарианства и проводить одноименные конференции.

Причем развитию вегетарианства Толстой помогал не только словом, но и делом. Он писал о нем в книгах, открывал детские учебные заведения и народные столовые с обычной вегетарианской пищей для нуждающихся людей.

В 1901 году в Санкт-Петербурге появилось первое вегетарианское общество. В этот период началась активная просветительская работа, вслед за которой появились и первые полноценные вегетарианские столовые. Одна из них находилась в Москве на Никитском бульваре.

После Октябрьской революции вегетарианство запретили, но уже спустя несколько десятков лет оно снова возродилось. Известно, что сегодня в мире проживает свыше 1 млрд. вегетарианцев, которые все так же заявляют о его пользе во всеуслышание, пытаясь сделать его популярным и, тем самым, уберечь жизни невинных животных.

Процесс развития и становления вегетарианства исчисляется тысячелетиями. Были в нем периоды, когда оно было на пике популярности или, наоборот, в забвении, но, несмотря на них, оно продолжает существовать и находить своих почитателей во всем мире. Среди знаменитостей и их фанатов, спортсменов, ученых, писателей, поэтов и обычных людей.

История вегетарианства в мире

Т ермин «вегетарианство» появился лишь в XIX веке. Однако то, чему сейчас мы присваиваем это название, возникло намного раньше и имеет глубокую, древнюю историю. От пика популярности и забвения до возрождения.

Античное время

В Древней Греции вегетарианство зародилось во времена античности. Одним из первых известных европейских вегетарианцев принято считать Пифагора (570–470 гг. до н. э.). Всем хорошо известен вклад древнегреческого учёного в математику, но Пифагор также распространял учение о том, что на каждое живое существо следует смотреть как на родственную душу, что логично предусматривало отказ от употребления мяса. Во взглядах Пифагора прослеживались отголоски идей древнеегипетской цивилизации. В духовных традициях Древнего Египта, основой которых являлась вера в реинкарнацию, практиковалась вегетарианская идеология: воздержание от употребления плоти и ношения одежды из кожи и меха животных. Идеи Пифагора — это не только отказ от жестокого обращения с животными, а гуманный образ жизни, который приводит к мирному человеческому сосуществованию с окружающей средой.

Многие выдающиеся древнегреческие мыслители, которые пришли после Пифагора, отдавали предпочтение вегетарианской (пифагорейской) диете. Сократ, Платон и Аристотель неоднократно поднимали на дебатах вопрос о положении животных в мире.

В Римской империи идеалы Пифагора нашли небольшой отклик у людей. В это жестокое время много животных погибало от рук гладиаторов во имя спортивных зрелищ. Здесь пифагорейцев воспринимали за людей, подрывающих общество, поэтому в страхе гонений они старались держать свой образ жизни в секрете. Тем не менее с III по VI в. вегетарианство стало распространяться за пределами Римской империи, в первую очередь среди тех, кто был приверженцем неоплатонической философии. В те времена родилось много трудов, отражающих идеи вегетарианства: 16-томный сборник Плутарха «Моралии», который включает в себя эссе «О поедании плоти», «О воздержании от мясной пищи» Порфирия, письма философа-неопифагорейца Аполлония Тианского.

Восток

Наиболее широкое развитие вегетарианства мы находим на Востоке. Строгое воздержание от употребления мяса было основополагающим моментом во многих ранних религиозно-философских течениях, таких как индуизм, брахманизм, зороастризм и джайнизм. К ненасилию и уважению ко всем живым существам призывали древние священные писания (например, древнеиндийские трактаты Упанишады и гимны Ригведы).

Вегетарианство всегда занимало важную позицию в учении буддизма, ядром чего является сострадание ко всему живому. Выдающийся индийский правитель Ашока обратился в буддизм, потрясённый ужасами войны. После чего в империи были запрещены жертвоприношения и охота ради удовольствия.

Христианизация

Христианство принесло с собой идею превосходства человека над всеми живыми существами, возникло обоснование убийства, использования людьми животных в своих целях на основе мысли, что лишь человек обладает душой, развитым сознанием, и свободной волей. К сожалению, подобная точка зрения и по сей день является достаточно распространённой в современном обществе.

Однако некоторые неортодоксальные группы отделялись от такого взгляда. К примеру, манихейство (религиозное течение, зародившееся в Вавилонии в середине III в.) было ещё одной философией, выступающей против насилия над живыми существами.

Ренессанс и Эпоха Возрождения

В течение раннего Ренессанса открытая вегетарианская позиция была редким феноменом. Царство голода и болезней, отсутствие урожая и дефицит продовольствия принесли свои плоды. Мясо было в дефиците и считалось роскошью для богатых.

Позднее взор людей вновь обратился к античной классической философии. Пифагорейские и неоплатонические идеи становились снова авторитетными в Европе. Возвращение к античной философии выражалось в осознании того, что животные чувствительны к боли и поэтому заслуживают к себе нравственного обращения.

С кровавым завоеванием «новых» земель в Европу стали транспортироваться новые овощные культуры, такие как картошка, цветная капуста, кукуруза и т. п. Это оказало благотворное влияние на здоровье людей.В состоятельной Италии Эпохи Возрождения такие личности, как диетолог Луиджи Корнаро (1465–1566), подвергали строгой критике сложившееся пристрастие к излишествам высшего класса и рекомендовали вегетарианскую диету.

Леонардо да Винчи (1452–1519), дальновидный изобретатель, художник и учёный, был приверженцем строгого вегетарианства и открыто осуждал потребление мяса.

XVIII — настоящее время

С началом Эпохи Просвещения в XVIII веке произошла переоценка человеческого положения в мире, встали вопросы о том, что же правильно и что ведёт к духовному совершенству. В этот период появились и первые работы, поднимающие эти вопросы человечества. Французский натуралист Кювье в одном из трактатов сказал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений».

Читать еще:  Диета маргариты королевой: этапы и меню

В процессе перехода к индустриальному этапу развития человечества, население постепенно начало отдаляться от природы, скотоводство приобрело уже промышленные масштабы, вследствие чего мясо стало доступным и дешёвым продуктом потребления.

ферма

В этот нелёгкий момент в Англии сформировалась негосударственная организация «Британское Вегетарианское общество». Именно с этого события и началась популяризация термина «вегетарианство», который произошел от лат. слова vegetus, что означает ‛свежий, активный, бодрый’.

В XX веке наблюдалось активное развитие вегетарианского движения. Во многих странах начали создаваться вегетарианские сообщества, открывались вегетарианские заведения, печатались книги, выпускались газеты, публикующие исследования, которые помогали углубиться как в этический, так и в физиологический аспект вегетарианства. В 1908 году на территории Германии был организован Международный Вегетарианский Союз (International Vegetarian Union), первоочередной целью которого служило распространение знаний о вегетарианстве, а также организация мероприятий, направленная на обмен опытом и информацией.

Во время Второй мировой войны, в связи с дефицитом продовольствия, британцам было предложено «копать за победу» и выращивать собственные фрукты и овощи. Здоровье населения страны значительно улучшилось вследствие смещения типа питания в сторону вегетарианства. Сами же вегетарианцы получали специальные талоны, которые позволяли получать больше орехов, яиц и сыра вместо мяса.

В 50–60-х годах двадцатого столетия вегетарианство распространилось и среди подвижников контркультуры, поскольку восточные идеи пронизывали западную популярную культуру.

В 70-е годы внимание обратилось к этике благополучия животных, что началось с выхода книги австралийского философа-моралиста Питера Сингера «Освобождение животных» в 1975 году. В это время активно начало разрастаться движение против экспериментов на животных.

В 80–90-х годах произошёл скачок в развитии вегетарианства, поскольку катастрофическое воздействие деятельности человечества на Землю стало ещё более очевидным, а вегетарианство стало рассматриваться как путь к сохранению ресурсов Земли.

С 1980-х годов начала набирать обороты идея здорового образа жизни. Потребление мяса резко упало, так как миллионы людей выбрали вегетарианство как безопасную и здоровую альтернативу их типу питания.

История вегетарианства в мире затрагивает все культуры мира. Вегетарианский образ жизни поддерживал человечество на протяжении многих тысяч лет в моральном, религиозном и экономическом плане. Когда численность населения растёт, а ресурсы Земли истощаются, вегетарианство даёт ответы, как это преодолеть.

Как начиналось вегетарианство: история, последователи, запреты

Несмотря на то, что многие с завидным упорством пытаются доказать, что растительная диета – не более, чем модная тенденция, все совершенно по-другому. Мы решили подготовить краткий экскурс в историю вегетарианства. Уверены, вы найдете для себя много удивительного!

Вегетарианство в мире


Согласно исследованиям историков, самые первые упоминания об осознанном отказе от мяса, датированные IV-V тысячелетием до нашей эры, были обнаружены в Древнем Египте. Жрецы намеренно переходили на растительное питание, чтобы оказаться ближе к богам. Они верили, что души умерших животных могут стать преградой в общении с высшими духовными существами. Но не стоит отрицать и тот факт, что многие египетские боги изображались полулюдьми-полуживотными, что тоже могло повлиять на решение жрецов перейти на вегетарианство.

Хатха-йога, которая зарождалась и проходила становление в Древней Индии в VI-II тысячелетиях до нашей эры, безусловно, была напрямую связана с отказом от поедания мяса. Первые йоги видели, как меняется их тело и душа после перехода на вегетарианство, и считали связь между рационом и характером неразрывной. Так, в первых трактатах по искусству йоги говорится, что отказ причинять боль живому существу – это то, без чего наивысшего состояния духа и тела не достичь. Индийцы быстро приобщились к вегетарианству и придерживаются его до сих пор.

Буддизм в истории вегетарианства

Наряду с индийскими йогами и буддисты пришли к выводу, что употребление животной пищи приводит к агрессии и недоброму настроению. Сам Будда говорил, что недостойно человеку умерщвлять невинное животное, поэтому его последователи стараются придерживаться вегетарианства до сих пор. Однако существуют области, где буддистские монахи не имеют возможности полностью исключить животные белки из рациона. Это касается районов с суровым климатом – Тибета, Монголии и т.д. Там допускают употребление мяса в ограниченных количествах, чтобы монахи могли продолжать нести свою службу перед высшей силой на земле.

«Все существа боятся опасности, жизнь дорога всем. Если человек задумается над этим, он не станет убивать или быть причиной убийства». (Дхаммапады, отр.129, 130)

«Зеленая диета» древних греков

Один из самых просвещенных уголков планеты – Древняя Греция – с античных времен был оазисом вегетарианства. Распространению идеи отказа от животной пищи способствовали многочисленные труды великих греческих мыслителей: свое однозначное неодобрение к мясу высказывали Платон, Сократ, Диоген и другие философы древнего мира. А самым активным приверженцем зеленой диеты был Пифагор. Вместе с учениками он создал первое «Общество вегетарианцев», которое занималось пропагандой отказа от животной пищи. Окончательно все опасения обывателей по поводу здоровья и вегетарианства в IV веке до нашей эры развеял знаменитый Гиппократ.

Это интересно! Во многих областях Древней Греции жили преимущественно бедняки. Из-за климата достать кусок мяса было довольно сложной задачей, поэтому они поневоле являлись вегетарианцами.

Древние греки верили в то, что после смерти тела душа переселяется в другое живое существо, сомнения в этом постулате были только у Аристотеля, одного из последователей Пифагора. Ученый умер, так и не поверив в то, что у животных тоже есть душа.

«Отправлять животных на бойню и в котёл, участвуя тем самым в убийстве, и не от гастрономической неизбежности, следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства – чудовищная несправедливость.» (Порфирий, философ Древней Греции)

Христианское влияние на развитие вегетарианства


Наряду с Аристотелем не верили в существование душ у братьев наших меньших и большинство первых христиан. Даже вопреки тому, что служители церкви являли собой пример скромности, постоянно держали посты и испытывали на себе все достоинства растительной диеты, в какой-то момент мясо стало доступным даже для бедняков. В итоге животную пищу стали употреблять повсеместно, а тех, кто был не согласен с таким раскладом, ждала ужасная кара – костер инквизиции.

«До Потопа само поедание мяса животных было неизвестно. После Потопа наши уста испачканы в крови животных, а мы источаем запах их мяса. Иисус Христос, пришедший в нужное время, положил этому конец, и по сей день поедание мяса запрещено нам» (Священник Иероним, 331-420 г. до нашей эры).

Кровавые казни христиан-вегетарианцев длились на протяжении тысячи лет – с 400 до 1400 года нашей эры. И лишь потом, с развитием христианства по всей планете и приходом его в уголки, где достать мясо не представлялось возможным, подобные методы воздействия на «пищевых отступников» прекратились.

Эпоха Возрождения в Европе и первые успехи вегетарианского движения

В раннее средневековье вегетарианство было непопулярным, но с приходом Эпохи Возрождения, появлением новых пропагандистов здорового растительного питания, ситуация изменилась в лучшую сторону. Одним из главных приверженцев такого образа жизни был знаменитый Леонардо да Винчи. Его взгляды поддерживали французский философ Гассенди, английский ученый Джон Рэй и многие другие.

«С ранних лет я избегал есть мясо и верю, что настанет время, когда люди, подобные мне, будут смотреть на убийство животного так, как они теперь смотрят на убийство человека». (Леонардо да Винчи)


XIX век и новые успехи

К середине XIX столетия вегетарианство приобрело статус модной оздоровительной системы, поэтому семимильными шагами стало развиваться в Европе, а затем снова приобрело популярность в США.

Считается, что наибольшее влияние на возрождение интереса к растительной пище оказали английские колонизаторы. Вместе с ведическими религиозными взглядами англичане «привезли» из своей колонии в Индии еще и привычку питаться без животных белков. А в 1842 году появилось первое «Британское вегетарианское общество», и новая система питания постепенно стала превращаться в актуальный образ жизни.

«Я скорее солгу пятьдесят раз под присягой, чем буду мучить животное, которое дружески лизало мне руки» (Бернард Шоу, писатель)

На сегодняшний день во всем мире вегетарианство признано разновидностью сбалансированного диетического питания. Несмотря на то, что ВОЗ не имеет официальной точки зрения по вопросу полезности растительного питания и его положительного влияния на здоровье человека, вегетарианство одобрено в качестве диеты при различных заболеваниях, осложнениях, вызванных обострением хронических недугов и т. д.

В крупных городах практически каждой развитой страны представлено многообразие кафе и ресторанов вегетарианского и веганского питания, по всему миру ежегодно проводятся крупные фестивали и форумы, посвященные вопросам этичного образа жизни. Растительного рациона придерживаются именитые спортсмены, писатели, ученые, музыканты, актеры.

«Каждый раз, садясь за стол, мы делаем выбор. Пожалуйста, выберите вегетарианство. Сделайте это ради животных. Сделайте это ради окружающей среды и ради вашего здоровья» (Алек Болдуин, актер)

Вегетарианство в России


Великий у истоков

Одним из первых пропагандистов растительного питания в нашей стране был писатель Лев Николаевич Толстой. Он изменил свой рацион еще в 80-х годах XIX века, когда встретился с коллегой и идеологом вегетарианства Уильямом Фреем. Получив убедительные доводы к тому, что организм человека не способен правильно и быстро переваривать мясо, Лев Николаевич сразу же изменил порядок питания в своем доме. Его дети быстро подхватили идею, и затем вместе с именитым отцом проводили разъяснительные беседы с односельчанами на тему вегетарианства. Так появились, по факту, первые форумы и конференции, посвященные здоровому образу жизни. Впоследствии Толстой даже открывал вегетарианские столовые для бедных, по-своему решая проблему с нищетой.

«Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям, и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести». (Лев Толстой, русский писатель)

В 60-х годах XIX века в Петербурге появилось первое российское вегетарианское общество, которое возглавлял известный хирург А. П. Зеленков. Разочаровавшись в традиционных медицинских методах борьбы с заболеваниями, доктор сначала испробовал оздоровление с помощью вегетарианской диеты на себе. Удивившись, насколько эффективным это оказалось, Зеленков решил посвятить остаток жизни распространению идеи вегетарианства и оздоровления натуральными средствами. Забавно, что его общество в Петербурге в шутку любили называть «Ни рыба, ни мясо».

Жена хирурга, Ольга Зеленкова, также увлеклась новым образом жизни и даже выпустила несколько книг, посвященных научному обоснованию вегетарианства. А в 1913 году вышел ее знаменитый сборник вегетарианских рецептов «Я никого не ем».

Начало веканачало успеха

В начале XX века вегетарианство в России укрепляло свои позиции. Появилось первое тематическое СМИ – «Вегетарианский вестник», однако газета просуществовала недолго.

В 1909 году открылось первое Московское вегетарианское общество, что стало отправной точкой в дальнейшем развитии «зеленого» образа жизни в стране. Уже через 4 года в Москве состоялся первый Всероссийский съезд вегетарианцев, который посетили более 200 человек из разных уголков России.

Открывались многочисленные вегетарианские столовые, где уже тогда готовили котлеты из гороха, капустники и блинные пироги. Людям нравилось все новое, потому вегетарианство принимали с интересом и воодушевлением.

Революция и разрушение культуры

Свержение режима государственной власти, революция и переименование страны в СССР наложило определенные ограничения на движение первых отечественных вегетарианцев. И к 1961 году все вегетарианские общества в России были насильно закрыты, а в Большой Советской Энциклопедии появилась запись: «Идеи вегетарианства, основанные на ложных гипотезах, не имеют приверженцев в Советском Союзе».

Интерес к растительному питанию в нашей стране снова возник только в начале 90-х гг. И хотя гонения нестандартно мыслящих людей продолжались, общая ситуация с принятием вегетарианства в стране совершенствовалась.

На сегодняшний день популярность вегетарианства и веганства в России сложно не заметить. В крупных городах можно найти множество различных заведений с вегетарианским меню, регулярно проходят фестивали и конференции, где обсуждается будущее растительного питания. Эра интернета позволяет находить рецепты вкусных растительных блюд, собираться в круг единомышленников и пропагандировать свои взгляды в открытую.

Мы надеемся, что успех вегетарианства станет повсеместным в России и как можно больше людей решатся на эксперимент, ведущий к здоровью и долголетию!

Ссылка на основную публикацию